Ня - так себя называют нганасаны, маленький народ центрального Таймыра. "Рисованным железом" нганасаны называют шаманские амулеты.
Одно из нганасанских преданий гласит, что однажды к костру, у которого грелся человек, подбежал дикий олень и попросил человеческим голосом спасти его от преследователя-волка. Человек схватил оленя и бросил в костер. Когда тот сгорел, человек вынул обугленные кости, стал ковать их и выковал из них фигуры людей. "От человека, выкованного из оленьих костей, - заключает предание, - произошли нганасаны".
Этот фильм о судьбе последнего нганасанского шамана.
Нганасаны, жители центрального Таймыра, - самое северное население Евразии. Всего сорок лет назад они еще кочевали по изрядной территории -- от горного массива Бырранга до плато Путорана. Советская власть совершенно не понимала такой образ жизни -- ведь кочевников труднее контролировать. Нганасанов, как многие иные кочевые племена, насильно переводили на оседлость. Шаманы же просто считались диссидентами, их ссылали и расстреливали.
Сейчас нганасаны живут в трех маленьких поселках центрального Таймыра. Их всего около тысячи человек. По сути, нганасанская традиционная культура сохранилась только в памяти стариков. Однако в архиве Института этнологии и антропологии РАН есть уникальные киноматериалы этнографической экспедиции 1968 года, посвященные двум нганасанским шаманам, проводившим обряд встречи первого снега.
Фильм знакомит с потомком тех самых шаманов - Леонидом Тубяковичем Костеркиным и его семьей, показывает, как устроен быт последнего таймырского шамана, умудрившегося сохранить весь необходимый "арсенал", доставшийся в наследство от отца и деда -- знаменитых шаманов.