Игра со многими неизвестными. Именно так можно назвать виртуозную операцию, которую провел руководитель внешней разведки КГБ СССР Виталий Бояров. Летом 1959 года в истории Советского Военно-морского флота произошел беспрецедентный случай. Капитан третьего ранга Николай Артамонов - командир стоявшего на рейде польского порта Гдыня эсминца «Сокрушительный» - сбежал в Швецию вместе со своей польской любовницей. Его обнаружили только в 1965 году в США. Оказалось, что перебежчик, ставший там Николасом Шадриным, работает на американскую военную разведку. И, похоже, сожалеет о своем предательстве. Виталий Бояров предложил использовать этот факт для его перевербовки. Артамонову дали возможность искупить свою вину, став агентом КГБ. Но можно ли было ему верить? Решать это пришлось в ходе сложной оперативной игры.
1. Виталий Бояров. Игра со многими неизвестными
2. Федор Щербак
26 апреля 1986 года в половине второго ночи Чернобыльская АЭС содрогнулась от взрыва. Никто не знал, что тогда начался страшный Чернобыльский отсчет… Отсчет до свершения трагедии мирового масштаба. В разрушенном реакторе 4-го энергоблока находилось 185 тонн ядерного топлива. Эта раскаленная топливная масса была способна проплавить нижнюю опорную плиту, под которой находились бассейны с охлаждающей водой. Новый паровой взрыв привел бы к масштабному радиоактивному заражению Украины, Белоруссии и большинства стран Европы. Никто не знал, сколько времени оставалось до следующей трагедии – несколько дней или несколько часов…
3. Никита Карацупа. Поединок на границе
"...Новый 1938 год прославленный следопыт Пограничных войск Никита Карацупа встречал в Кремле. В Москву он приехал со своей овчаркой, прославленным Ингусом, но на прием в Кремль пошел, конечно, без него. Далеко заполночь к столу, за которым сидел Никита, подошел сам Сталин, налил ему фужер водки и чокнулся своим бокалом Кинзмараули. Никита не растерялся, произнес здравицу в честь вождя и красиво выпил фужер до дна.
4. Чернобыльский отсчет…
Впервые за все время, которое прошло с момента аварии на ЧАЭС, советское руководство получило достоверные данные о произошедшем и эта первая информация пошла от группы, которая состояла из сотрудников КГБ во главе с Ф. Щербаком. К началу мая 1986 года в зоне отчуждения были развернуты несколько армейских бригад и войск химической защиты, а также отдельная авиагруппа и отряды гражданской обороны. Главной задачей было не допустить возможного повторения техногенной катастрофы, но для этого надо было получить информацию о ситуации в районе реактора.