Документальный фильм о великих русских писателях и их духовном пути. Николай Гоголь, Федор Достоевский, Лев Толстой – все они однажды побывал в Оптиной пустыни, где открыли для себя особое духовное явление, присущее этому монастырю, – старцев. И начали выстраивать свою жизнь под заветы, которые дали им старцы. В фильме об Александре Пушкине ведущий предпринимает попытку через явные и скрытые в творчестве поэта черты трех Серафимов выстроить возможную модель его духовного пути.
01. Николай Гоголь
В Оптину пустынь Николай Гоголь приезжает духовно зрелым человеком, состоявшимся писателем. Ему 41 год. Не завершена только грандиозная поэма о русской жизни "Мертвые души". И тут он открывает для себя Оптину пустынь и особое духовное явление, присущее этому монастырю, - старцев. Гоголь не просто начинает приезжать к старцам, чтобы получить жизненное наставление, он начинает свою жизнь выстраивать под заветы, которые ему дают старцы. Гоголь приезжает в Оптину пустынь трижды - и это три разных состояния от восторга открытия до внутреннего кризиса, с которым писатель уже не справляется. И даже умирая, Николай Васильевич получает послания из Оптиной, которые заставляют его смиряться и принять смерть как новое духовное состояние. Можно говорить, что именно с Гоголя русская интеллигенция обратила на Оптину пустынь и старцев особое внимание. В фильме делается попытка оценить состояние последних дней писателя и объяснить причины этого состояния.
02. Федор Достоевский
Достоевского в Оптину пустынь привело семейное горе - смерть трехлетнего сына Алеши. Писатель едет в Оптину пустынь, чтобы старцы объяснили ему смысл происшедшего несчастья. Русские писатели приезжали на встречу со старцами и до Достоевского. Но именно Федор Михайлович первым описал старцев в своих произведениях, сделал их героями, ключевыми фигурами, влияющими на сюжет. Старцы в XIX веке уже стали фактом жизни, а Федор Михайлович делает их явлением литературы. Достоевский был готов к встрече со старцами, пожалуй, более любого другого визитера в Оптину пустынь. Ему пришлось пережить гражданскую казнь, несколько лет каторги за участие в кружке петрашевцев, эти события привели писателя к Богу. Теперь в мирской жизни ему нужны были духовные ориентиры, которыми и стали старцы Оптиной пустыни. В фильме не только показан духовный путь писателя, но впервые озвучиваются сказанные ему слова Амвросия Оптинского, в которых содержится ответ на вопрос: почему у родителей умирают невинные дети. Кроме того, показано не только восприятие старцев Достоевским, но и рассказано, как Достоевского воспринимали старцы.
03. Александр Пушкин
Только два раза в своих произведениях величайший русский поэт Александр Сергеевич Пушкин позволяет себе упоминание имени Серафим. Первый раз в стихотворении "Пророк", второй раз он называет Серафимом деятеля церкви, митрополита - словно дает ему таким образом наивысший титул. Личность, которой Александр Сергеевич Пушкин посвятил стихотворение 1830 года "В часы забав иль праздной скуки" - Московский и Коломенский митрополит Филарет (Дроздов). В 1896 году митрополит Филарет был прославлен Русской православной церковью в лике святых. Но в конце XX века в среде ученых появились гипотезы, что в творчестве Пушкина зашифрован образ еще одной фигуры, с которой возможно у поэта даже была встреча в 1830 году в Болдине, - это образ Серафима Саровского. В фильме через явные и скрытые в творчестве Пушкина черты трех Серафимов выстраивается возможная модель духовного пути поэта.
04. Лев Толстой
В 5 часов утра 28 октября 1910 года 82-летний Толстой в сопровождении личного врача тайно сбежал из Ясной Поляны. Один из самых влиятельных и известных людей в России повздорил с близкими. Хлопнул дверью и ушел. В любом уголке страны посчитали бы за честь принять писателя в такой момент. Но он выбирает Оптину пустынь. И это странно. Ведь в сознании современников Толстой мог идти только от Церкви. А когда он едет в монастырь - в этом все, кто сталкивается с этой новостью, видят противоречие. Все, кроме Толстого и его семьи. В фильме делается попытка понять: Толстой уходил всю жизнь от Бога, от института Церкви, или, наоборот, шел навстречу Богу. Создатели фильма дают свою гипотезу, состоялась ли эта встреча великого писателя и Бога.